Давным-давно, когда компьютеры были большими и заводились с ручника, а мысли были маленькими, но зато сидели в голове, довелось мне организовывать цифровизацию.
Задача встала архисложная (по тем диким временам) — цифровой путь вновь прибывшего, а также свежеуволенного сотрудника. Ну, там, чтобы узнали заинтересованные службы, подготовили рабочее место, или наоборот — забрали выданное под отчет имущество, etc.
Создал команду из заинтересованных сотрудников — юриста, HRа и программиста. Поднапрягшись, отважная группа выдала результат. Собрались мы вчетвером, и вот прекрасный миг: на экране компа результат.
Смотрю — ничего не понимаю. Задача стояла приблизительно такая: в подготовленную форму вносится информация о сотруднике, выбираются заранее определенные элементы (подразделение, место сотрудника в офисе и его подготовка, непосредственный руководитель, данные для HR, данные для бухгалтерии, данные для СБ, данные для хозяйственной части) нажимается кнопочка и информация разлетается адресатам. Все.
На экране творилась вакханалия. Программист невозмутимо рассматривал зрителей (своих коллег по «проекту»), зритель смотрел в монитор как баран на новые ворота.
«Кто понимает что здесь происходит?» — спрашиваю. Молчание.
Программист начинает разъяснять суть своего видения творчества…
… с тех пор я знаю точно: программист — не сапер, ошибается не переставая. Творческий программист — одна сплошная ошибка. На экране было неимоверное количество опций, кнопочек, окон выбора разного калибра, и что удивительно — очень красиво смотрелось. Только — непонятно. Совсем непонятно.
Безжалостной рукой все было приведено к унылому по виду, но быстрому в работе и простому в понимании варианту. Грусть и неудовлетворенность читалась в глазах творческого программиста.
========================
Пошло много лет и еще года полтора.
7 июня читаю газету Ведомости, как обычно, в заключении колонка «Карьера и Менеджмент». Судя по названию заметки и потенциально национальной принадлежности фамилии автора — очередной, не заслуживающий внимания перл от битанскихученых. И пролетел бы я мимо и дальше по своим делам, но взгляд зацепился за последние строки: Брайан Эллиотт — бывший вице-президент и генеральный менеджер платформы Slack.
Стоп! Это никак не британскийученый! Это реальный менеджер, реальной компании. Надо перечитывать.
Как в пандемию изменилась роль менеджеров среднего звена — название статьи. Ясный пень, ни я ни вы в пандемию не жили, о роли менеджеров понятия не имеем — срочно читать.
Вот еще что. Я не знаю что такое Slack. Ужас-ужас! Конечно, я быстро просмотрю Интернет и познакомлюсь с ним, а сейчас, прочитаю статью их биг-босса и наслажусь видением первого лица наикрутейшей (теперь я уже знаю) платформы.
Начнем.
И начало — патетическое. Кто-то, зачем-то (нет, без британскихученых не обошлось) опросил три тысячи работников умственного труда. Рассказали оные, что плохо им, жуть как плохо! К чему бы это…
А плохо бедолагам оттого, что «традиционные» обязанности исполнять им придется все реже и реже. Видимо. Страдают.
Три удара под дых получили менеджеры, что невелики ростом, но и не малы.
- Не работать им теперь с 9 до 17! Эх, сердешные, приезжайте к нам Рассеюшку — добавим вам рабочего времени по факту. Зря переживаете. У нас работают поболее.
- Цифровая инфраструктура заменяет собой физический офис. Есть от чего кручиниться! Оно как непросто сравнить теплое с мягким! Мозги наизнанку.
- Измерять результаты стало проще, а создавать общую цель – сложнее. Оно ведь вроде как да, а посмотришь — таки вроде как сверху. Ну, типа, если цифровой токарь — то цифровые детали считать, знамо дело, проще. А если надо озадачить цифрового фрезеровщика на пару с механизированным маркетологом — то придумать им общую цель, безусловно, непросто. Особенно удаленно.
Вот такие постулаты в самом начале. Уж совсем кручиниться начал читатель по поводу менеджеров, но снабдил нас автор и хорошей новостью: «у менеджеров среднего звена по-прежнему есть своя, уникальная роль, и роль эту необходимо развивать.» Радость-то, радость то какая!
Раскрывает глаза на далекое историческое прошлое автор, на менеджеров, которые в давние времена: «отслеживали статус проекта, передавали информацию между командами и выступали посредниками между младшими сотрудниками и старшими руководителями». Но это, как мы теперь знаем, — в прошлом.
Сейчас новый тренд на… «Вместо того чтобы вручную передавать информацию, менеджеры должны найти и внедрить такие цифровые инструменты, которые помогают автоматизировать и дополнять человеческие усилия. … Менеджеры будут эффективнее выполнять свою работу …, если станут использовать инструменты, оптимизированные для отслеживания сотрудников, работающих удаленно».
Подождиииииииитеееееееее! Че изменилось то???? Что изменилось в исполнении традиционных обязанностей по утверждению автора?
Сейчас получим разъяснение:
«Чтобы внедрить это изменение, менеджерам среднего звена и руководителям на других подобных должностях необходимо ослабить контроль над информационным потоком и принять культуру транспарентности, которая не предполагает, что менеджер среднего звена будет решать, какой информацией следует делиться с командами. Менеджерам придется привыкнуть к более пристальному вниманию со стороны окружающих и открытости перед своими сотрудниками, однако в результате этого они получат знание контекста, которое поможет им быстрее и лучше принимать решения.»
Получили? И не вздумайте прятаться под лавку!
Затем товарищ автор начинает речь о карьере, которая может привести соискателя или к нежеланному им самим управлению или повышению уровня как специалиста. После этой полезной мысли предлагается решить двумя способами какую-то несформулированную задачу. Из многих букв становится ясно, что речь опять об организации «службы» менеджеров и судьбе специалистов.
И еще забавная цитата:
«К сожалению, менеджеры среднего звена часто прикрывают неработающие процессы, и ключевые задачи держатся на институциональной памяти отдельных людей, а не на устойчивых процессах и процедурах. Чтобы устранить эти пробелы, необходимо внедрять цифровые инструменты. Так люди, участвующие в процессе, смогут сосредоточиться на том, что у них получается лучше всего, будь то реализация технических навыков или управление людьми.»
Чувствуете запах? Так пахнет в конюшне сферических коней, и, даже вопреки всем законам, он распространяется в вакууме.
После этого перла есть еще два абзаца во-славу цифровых технологий, на чем статья и заканчивается.
Повторюсь, принадлежал бы этот опус очередному британскомуученому — прошел бы мимо. Но здесь — менеджер. Менеджер высшего звена на арене агитации за цифровизацию, видимо, с участием Slack.
Тут то мне и вспомнилась давняя история простой разработки, когда ее результат определился видением человека от программирования. Он был грустен. Но то бы рядовой программист.
В данном случае — топ-менежер, и по идее, этот Slack должен в какой-то части отражать его видение. А видит то он что?
Видит ли он (и, соответственно, решается ли эта проблема в Slack), что в пандемию, в первую очередь, выдвигается не удаленная работа как таковая, а выбытие, и временное, и, к глубокому сожалению, даже постоянное исполнителей и менеджеров. В пандемию возрастает роль сохранения и передачи данных к неподготовленным сотрудникам и менеджерам, быстрейшее введение их в курс дела.
Если смотреть шире, то задача среднего менеджмента, что в пандемию, что без пандемии — декомпозиция текущих задач, координация деятельности исполнителей, всестороннее обеспечение их работы, обеспечение компетентности исполнителей. Соответственно, цифровизация должна решать перечисленные мной проблемы, а не высосанные из пальца, или вылетевшие из-под копыт сферических коней.
Что в итоге.
В итоге, как я уже неоднократно замечал, очередное подтверждение кризиса видения высоких руководителей и понимания ими управления как с уровня топ-менеджмента, так и вообще — управления.
Как следствие, термин «цифровизация» оторвался от изначального смысла и начал жить своей жизнью, оторванной от насущных проблем, но, вместе с тем, навязывающий свою проблематику «любви, дружбы, и за все хорошее». Цифровизация превращается в монстра, питающегося здравым смыслом и пожирающего неокрепшие мозги менеджмента.
Слышал, что в одной компании генеральный директор решил за деньги, достойные лучшего применения, «обучить цифровизации» свой топ-менеджмент. При этом работа с процессами в этой компании поставлена из рук вон плохо. (А когда в компании работа с процессами налажена — цифровизация приходит сама, вопреки любому мнению топов, и обучать их «цифровизации» в принципе не нужно.)
И частный итог. Если у меня откуда-то выплывет этот Slack, данная статья не лучшая реклама ему.