Почему бы не добавить еще один навык в копилку «высокоэффективных» людей менеджеров.
Не оспаривая предыдущие семь, что так любовно описаны в соответствующей книге, поговорим об умении видеть главное. Поможет нам в этом философия, выжатая и упрощенная до возможности понимания рабочим и колхозницей, что стоят недалеко от входа в ВВЦ.
Перед нами женские туфли:

Продаются они (правильно!) — в обувном магазине. То есть — это обувь.
А обувь — «изделие для предохранения ног от внешних воздействий и несущее утилитарные и эстетические функции» [ГОСТ 23251 83]. Поглядите другие словари — определения будут приблизительно такие же.
Попытка надеть указанное выше изделие подходящего размера мужской частью населения приведет к серьезному травматизму. Женская часть вынуждена долго учиться применять это чудо для неспешного перемещения в пространстве.
Посмотрим на соседнюю полку — там стоят кроссовки: предмет удобный, быстроходный, подходящий для целей, определенных ГОСТом, на все сто процентов.
И туфли и кроссовки — обувь. Но готовы ли мы считать их взаимозаменяемыми?
А что философия? Философия в своем арсенале имеет такую пару категорий, как форма и содержание. По ссылке вы можете потренировать разум в освоении навыков юного философа, но здесь упростим все до нескольких тезисов. (Все упрощать — наша давняя привычка. См. культура.)
Итак, высокоэффективный менеджер должен знать, что любое явление представляет собой совокупность формы и содержания. Оба они связаны-пересвязаны, но не одно и то же.
Форма (очень приблизительно) — это как оно все выглядит/кажется снаружи. Содержание (тоже очень приблизительно) — зачем оно нужно, какие задачи решает и на что влияет.
При решении вопросов управления следует тщательно разбираться о чем в каждый момент времени идет речь, и, главное, быть настороже, когда вам кто-то что-то объясняет.
Примеры.
Вот предыдущая заметка о SWOT. Небританские ученые начинают критиковать таблицу, что она не решает каких-то там, лишь им ведомых, задач. Что они пишут:
В реальности он представляет собой всего лишь список внешних и внутренних ситуационных факторов, неким образом связанных с оцениваемым предметом, и обычно является продуктом общего мозгового штурма. Как правило, составленный документ не содержит сколько-нибудь ценных выводов или описания дальнейших действий.
Неподготовленному читателю цитата может показаться зело умной, но это типичный образец замеса формы с содержанием. На самом деле здесь говорится, что анализ есть надпись (список). Нет же, ученые!
С одной стороны, SWOT — это таблица. Таблица, по разумению ломового извозчика, есть форма. Критиковать форму — пустое занятие, утверждает тот, кого просят не шмонать уснувшего пассажира.
С другой стороны, SWOT — это методология (содержание) изучения обстановки, с учетом внутренних и внешних воздействий на управляемый объект, а также ожидаемых как положительных, так и негативных воздействий.
Можно не соглашаться с методологией, предлагать другие способы, но смешивать таблицу с методологией, считать, что таблица есть суть явления — чушь.
Таблица — форма, анализ (внешнее/внутреннее, угрозы/возможности) — содержание. SWOT как содержание не изменится, как бы мы не оформляли его результаты — в четырех клеточках или просто в строчку.
SWOT перестанет быть SWOTом, если в четырех клеточках мы напишем нечто иное, нежели требует методология.
SWOT анализ, этот как раз тот случай, когда как не меняй форму — содержание изменить вряд ли удастся.
Наиболее частым случаем подмены содержания формой являются призывы создания некоторых подразделений, без определения решаемых ими задач, места в структуре организации, способов их действий и организации взаимодействия с другими частями организации. То есть, необходимость подразделения обосновывается не более, чем его названием.
«Создадим отдел маркетинга — как мы жили без него раньше?» «Создадим отдел качества — он решит наши проблемы». Это примеры формальных (в прямом смысле — от философской категории «форма») решений.
Запутает доверчивого менеджера (и он не разберется в форме/содержании) вот что. В отдел маркетинга, безусловно, будут набраны маркетологи, а не орденоносные сварщики или знаменосцы-повара. Маркетологи начнут заниматься маркетингом. Вместе с тем, и представление о маркетинге и место оного среди процессов организации будут формироваться самостийно. Если бы некто, обличенный властью, понимал, что есть этот маркетинг в системе управления, он бы говорил не о необходимости подразделения, а о перечнях решенных и нерешенных задач маркетинга. А из этого вытекает не подразделение (форма), а способы (содержание) решения. Способы, как известно, могут быть различными.
Как следствие, например, наиболее передовые предприятия борются за качество не путем создания дополнительных подразделений контроля, а путем вовлечения персонала в эту проблему. Ведь проблема именно в качестве, а не в его контроле. Но это другая тема.
Не менее забавным являются то, что зовется лучшими практиками. Не вдаваясь в вопрос, действительно ли лучшей является та или иная практика, заметим, что за оную может быть выдана только формальная сторона дела. Без понимания как сути происходящего здесь и сейчас, а также знания обстановки (а откуда ее знать то), в которой была выработана предлагаемая «практика», мы можем говорить только о форме.
Итак, высокоэффективный менеджер знает, что
- Все явления, что толкают его в разные части тела, представляют собой совокупность формы и содержания.
- Форма и содержание сильно переплетены между собой, но не одно и то же. Можно утонуть в чтении философских трактатов, а можно просто шаблонно заставлять себя оценивать происходящее, разделяя его на суть и оболочку.
- Форма и содержание влияют друг на друга нипадецки, вплоть до изменения одним другого.
Этот последний пункт как раз и иллюстрируют красные туфли: (в погоне за эстетикой) сильное изменение формы приводит к потере содержания: защита ног и удобство при ходьбе здесь полностью уничтожены.
С другой стороны, изменение формы под более узкие задачи, рождает, например, футбольные бутсы, которые для ходьбы также не приспособлены, но защищают ноги и делают еще более удобным перемещение в особом пространстве (футбольное поле).
Как следствие, любые лучшие практики, кейсовые формы — есть рассказанное, и, возможно, продаваемое вам кем-то видение ситуации со стороны, где отделить форму от содержания чрезвычайно сложно.
Таким образом, при анализе обстановки и принятии решения, каждое явление менеджер видит совокупностью формы и содержания. Формальное копирование чужих решений без понимания всех сторон обстановки приведет, скорее всего, к непрогнозируемому результату. Даже если вы не углубляетесь в философию явления форма/содержание, обычное понимание этих терминов и включение в анализ ситуации принесет управленцу немало пользы. Туфли — зрительный крючок для постоянного удержания в уме такого глубокого философского института 🙂